Пользуясь разными видами транспорта для поездки на отдых, мы, как пассажиры, вступаем в договорные отношения с теми компаниями, которые предоставляют его. Эти компании называются «перевозчиками». Предметом договорных отношений являются безопасный проезд и его оплата. Безопасным проезд при поездке на отдых будет только в том случае, если обе стороны — и пассажир, и водитель — будут выполнять определенные для каждого из них правила. Более серьезные договоры с перевозчиками при поездке на отдыхзаключают туристические фирмы. В данном случае перевозчиками являются авиационные компании, Управления железнодорожным транспортом, водным транспортом, автомобильным транспортом. Туристу- пассажиру обязательно надо познакомиться с правилами передвижения (поездки) на том виде транспорта, на котором он будет совершать свою поездку. Пассажиру будет интересно узнать: название компании-перевозчика, условия поездки, класс перевозчика, стоимость билетов, правила возврата билетов, правила бронирования билетов, правила провоза багажа, правила страхования на транспорте и т. д. Поездка на отдых В настоящее время на территории России действуют следующие Федеральные законы: ВК 1997, КВВТ 2001, УЖТ 2003, УАТ РСФСР 1969, Закон о железнодорожном транспорте. Договору перевозки пассажиров посвящена статья 786 ГК РФ. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. В порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, пассажир при поездке на отдых имеет право: • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; • перевозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм; • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу Поскольку в качестве пассажира всегда выступает потребитель, к отношениям сторон договора перевозки пассажира в части, не противоречащей ГК РФ, а также транспортным уставам и кодексам, применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Это означает, что пассажир вправе при поездке на отдых предъявить перевозчику требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий рассматриваемого договора (ст. 15 Закона). Документом, удостоверяющим заключение дого¬вора перевозки пассажира и соглашения о перевозке багажа, являются билет и багажная квитанция. В п. 2 ст. 105 ВК, ст. 82 УЖТ, п. 5 ст. 97 КВВТ, ст. 78 УАТ даны описания проездных билетов. В целях безопасности авиабилеты и железнодорожные билеты (на поезда дальнего и местного следования) являются именными, в остальных случаях (электрички) — предъявительскими. В п. 4 ст. 97 КВВТ говорится, что функцию билета может выполнять туристская путевка. В п. 2 ст. 106 ВК, ст. 83 УЖТ, п. 2 ст. 181 КТМ, п. 1 ст. 100 КВВТ, ст. 81 УАТ разъясняется, что бесплатный провоз ребенка осуществляется без предоставления ему отдельного места. К ручной клади относятся предметы, которые по своим габаритам и весу не требуют перевозки отдельно от пассажира. На морском транспорте такие вещи именуются «каютным багажом», на воздушном — «вещами, находящимися при пассажире». Забота о сохранении ручной клади лежит на пассажире (ст. 88 УЖТ, п. 1 ст. 100 КВВТ). Поездка на отдых Самолет болгарских авиакомпаний приземлился в Пулково. Загорелые пассажиры пошли за багажом. Багаж — это запакованные в сумки, а затем в целлофан вещи: фотоаппараты, камеры, телефоны. Две женщины были ошеломлены видом своего багажа: пленка сорвана, в сумках отсутствовали и телефоны, и камеры, и даже зарядные устройства. Подобные вещи необходимо перевозить в ручной клади, а не сдавать в багаж. Багаж — это вещи, которые в процессе перевозки выбывают из владения пассажира и иногда могут перевозиться на ином транспортном средстве. За сохранность багажа отвечает перевозчик. В ст. 796 ГК РФ говорится о том, какую ответственность несет перевозчик за утрату, недостачу и повреждение багажа. В любом случае, ущерб при поездке, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком: • в случае утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа. Возвращается также провозная плата за утрачен¬ный багаж; • в случае повреждения — в размере суммы, на кото¬рую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости. Пассажир имеет право с соблюдением установленного порядка занять в пути следования свободное место более высокой категории комфортности, сделап. остановку в пути следования с соответствующим оформлением такой остановки. В зависимости от количества времени, оставшегося до отправления транспортного средства, либо от величины непроследованного расстояния, а также от причин отказа пассажир вправе претендовать на возврат всей суммы или части стоимости проезда (ст. 108 ВК, ст. 83 УЖТ, п. 1 ст. 100 КВВТ, ст. 81 УАТ). Статья 787 ГК РФ дает понятие о договоре фрахтования (чартере). По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется за плату предоста¬вить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Это разновидность договора перевозки. В чартере стороны заранее договариваются, в каком именно транспортном средстве (его части, поме¬щении) будет размещен перевозимый объект. Договор фрахтования применяется на трех видах транспорта: морском, внутреннем водном, воздушном. Какой бы договор ни заключался, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначе¬ния в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Согласно большинству транспортных уставов и кодексов, сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозки (ст. 109 ВК, ст. 33 УЖТ, ст. 76 КВВТ). В договорах железнодорожной и воздушной перевозки стороны могут согласовать иные, нежели предусмотренные правилами, сроки доставки. Если речь идет о международном сообщении на автомобильном транспорте, сроки устанавливаются правилами перевозок (ст. 69 УАТ). Сроки доставки пассажира и багажа при поездке, который обычно перевозится на том же транспортном средстве, что и пассажир, устанавли¬ваются утвержденными перевозчиком расписаниями движения этих транспортных средств или правилами перевозок. За несвоевременную доставку багажа перевозчик несет ответственность в форме штрафа (пени) (ст. 120 ВК, ст. 108 УЖТ, ст. 138 УАТ). В ст. 795 ГК РФ говорится об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира. В этом случае перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств. На железнодорожном и внутреннем водном видах транспорта его размер равен 3 % стоимости проезда за каждый час задержки. Штраф не может превышать стоимость проезда (ст. ПО УЖТ, п. 2 ст. 116 КВВТ). В ВК установлен размер штрафа за просрочку доставки пассажира, что равнозначно опозданию прибытия судна в пункт назначения, но ничего не говорится об ответственности за задержку отправления (ст. 120 ВК). Для пассажира более важным является соблюдение перевозчиком времени прибытия. Несоблюдение перевозчиком сроков отправления и прибытия транс¬портного средства, перевозящего пассажира, дает последнему право на предъявление к перевозчику требования о компенсации морального вреда", вызванного данным нарушением. Под международными перевозками следует понимать перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое посредством любого вида транспорта, в случае, если такое перемещение имеет международный характер: место отправления и место назначения находятся на территории разных государств или же само перемещение осуществляется по территории иностранного государства, а также другие аналогичные ситуации. Принципы, которыми регулируются вопросы в области международных перевозок, следующие: • «закон места отправления груза (багажа), пассажиров»;• «закон дороги следования»; • «закон места назначения»; • «закон флага» (обычно при морских перевозках) • «право страны транзита»; • «закон места заключения договора»; • «закон суда», «закон государства», где имеет основное место деятельности перевозчик. А теперь — поехали...