История древнего Египта

История древнего Египта кратко

 

 

 

История Египта Древнее царство (ХХ VIII - ХХ III вв. до н.э.)
Первый длительный период стабильной и эффективной централизованной власти в Египте приходится на годы правления III - VI династий. В это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как еди­ ный хозяйственный организм, в рамках которого скотоводческий и садоводче­ ский север удачно сочетался с земледельческим югом; была создана и повсе­местно поддерживалась ирригационная система. Столицей страны был Мем­фис, основанный еще Менесом на стыке Верхнего и Нижнего Египта. Начиная с правителей III династии, фа­раоны были уже не просто обожеств­ ленными царями — они считались рав­ными богам. Существовал строгий риту­ал поклонения им, была выработана практика их захоронений, так как, буду­ чи "сыном Солнца", фараон не мог ухо­дить на тот свет незамеченным, его по­хороны должны были быть великим со­бытием и для людей, и для богов. Имен­ но эти соображения стали причиной строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до нашего времени являются символом Египта. В течение 150 лет при III и IV династиях было соору­жено около 16 пирамид, самыми известными из которых являются пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина. Строительство пирамид и гробниц отнимало много сил и требовало немалых средств, но оно одновременно содействовало усилению темпов экономическо­го развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывающих трудовую повинность египтян. Вопреки сложившемуся мне­нию, рабы в этой сфере практически не использовались. Рабов-иноплеменни­ков в период Древнего царства вообще было немного (уровень развития армии в то время не позволял охранять большое количество потенциально опасных людей), несмотря на то что фараоны вели активную внешнюю политику, совер­шая походы на Синай, в Ливию и Нубию. Военная добыча и торговые экспеди­ции в основном обеспечивали Египет золотом, серебром, благовонными смола­ми, слоновой костью, полудрагоценными камнями, строительным лесом и т.п. Начиная с V династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль — централизованная администрация стала ослабевать, а позиции местной власти (номархов), наоборот, укрепляться, о чем свидетельствует богатство гроб­ниц вельмож. После правления VI династии наступило время политической раздробленнос­ти, именуемое иногда I Переходным периодом. Это время (около двух веков) правления VII и VIII династий, о которых практически ничего не известно.

История Египта Среднее царство (ХХ I -Х VIII вв. до н.э.)
К XXI в. до н.э. вновь наметились два центра притяжения: Фивы для номов Верхнего Египта и Гераклеополь для номов Нижнего Египта. Борьба между правителями этих городов привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством IX, а затем X династии. Впрочем, эти гераклеопольские династии были слабыми и недолговечными. А усиление Фив привело к выходу на первый план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране. Большинство фараонов этой династии носили имя Ментухотеп. Но еще больше власть центра усили­лась при фараонах XII династии. В течение всего времени правления этой династии (около двух столетий) фараоны успешно подчиняли себе полу­независимых номархов, одновременно ведя войны вне Египта и продолжая ра­боты по обустройству, начатые предше­ственниками (например, усовершенст­вование ирригационной системы Файюмского оазиса). Но постепенно XII династия ослабела. С ее закатом наступил II Переходный период. Незначительные XIII и XIV династии на рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. были сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами, запряженными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Это, пожалуй, единственная услуга Египту со стороны гиксосов — полуторавековой период их правления (XV и XVI династии) не был отмечен ни политическими, ни эконо­мическими успехами, скорее напротив. Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала XVII, египетская династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны про­должались ряд десятилетий, пока Яхмос I не изгнал захватчиков и не стал ос­нователем новой, XVIII династии.

История Египта Новое царство (Х VIII -Х I вв. до н.э.)
С воцарением Яхмоса I начался блестящий период египетской истории, счита­ющийся ее апогеем. Его преемники, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдо­ва последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе III, сменившем Хатшеп­сут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке — переходила за современные границы с Суданом (египетские войска продвинулись вплоть до четвертого ниль­ского порога) и Ливией. Население покоренных территорий было обязано выплачивать тяжелые подати. Приток богатств способствовал строи­тельству большого количества сооружений: каж­дый фараон считал своим долгом принять учас­тие в расширении Карнакского храма, внеся свою лепту в возвеличение бога Амона в благо­дарность за победы на поле боя. На левом бере­гу Нила царица Хатшепсут построила себе поминальный храм. Его великолепные рельефы изображают экспедицию, организованную Хатшепсут в страну Пунт (Эфиопия). В храмовом некрополе стоят величественные цар­ские усыпальницы, а также более скромные гробницы вельмож — все они вы­полнены в изящной манере и покрыты прекрасными росписями. В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии: Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными страна­ми подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий. Благодаря товарам, ввозившимся в Египет на верблюдах, рабам, доставлявшимся из-за рубежа, купцам и солдатам и, наконец, благодаря сыновьям ино­странных царей и правителей, приезжавшим учиться ко двору фараона, столица Египта Фивы становилась космополитическим городом. Блестящий период политического могущества имперского Египта вызвал определенные сдвиги в соотношении социально-политических сил. Центр тяжести стал смещаться на выходцев из чиновников, воинов и земледельцев. Результа­том этого процесса было заметное ослабление позиций жреческой знати. Назревал конфликт. Его апогеем стал отказ фараона Аменхотепа IV, вступившего на трон в 1372 г. до н.э., от старой веры в пользу культа прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона. Объявив себя вер­ховным жрецом Атона, изменив имя на Эхнатон ("приятный Атону"), он покинул Фивы и в 300 км к северу от них основал новую столицу Ахетатон (современная Телль-эль-Амарна). Монотеистические тенденции реформы от­нюдь не были главными; основная цель сводилась к тому, чтобы укрепить цен­трализованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций храмовой знати.

История Египта Позднее царство (Х I - IV вв. до н.э.)
Титул царя Верхнего и Нижнего Египта узурпировал наследный правитель Таниса (город в Дельте) по имени Смендес. Однако на практике он вынужден был разделить власть с "великим жрецом" храма Амона в Карнаке Херихором. Еще через столетие троном завладел ливийский вождь Шешонк I (950 г. до н.э., XXII династия). Он перенес столицу из Таниса в Бубастис. Итогом этой непрерывной борьбы за власть стал распад государства на полунезависимые провинции. Отсутствие сильной центральной власти позволило кушитам, народу, обитав­шему в Нубии, проникнуть в Верхний Египет, захватить Фивы и в конце концов объединить страну под властью своего царя Шабаки (713 г. до н.э., XXV динас­тия). Считавшим себя в большей степени сторонниками древнеегипетской тра­диции, нежели захватчиками, кушитам на короткое время удалось вернуть цар­ству некоторый блеск. Об этом, например, свидетельствуют странные пирами­ды в Судане (некрополь Мероэ), напоминающие пирамиды Древнего Египта, но по сравнению с ними более остроконечные и менее пропорциональные. В 671 г. до н.э. кушитов из Египта выбил ассирийский царь Асархаддон. Ассирия, одна­ко, не закрепила свою победу из-за внутренних распрей, что позволило прави­телю Саиса (Нижний Египет) Псамметиху I (663-610 гг. до н.э., XXVI династия) избавиться от ассирийского владычества. Его сын Нехо II (610-594 гг. до н.э.) отправил военную экспедицию на берега Евфрата, где египетские войска были наголову разгромлены вавилонским царем Навуходоносором. Нехо II также разработал честолюбивый проект соединения Средиземного моря с Красным: он стоил жизни 120000 рабам и был осуществлен лишь спустя 150 лет при пер­сидском царе Дарий. Около 550 г. до н.э. в Навкратисе была основана греческая колония — первый греческий полис на египетской территории. Она должна была способствовать торговле между двумя странами, а также созданию нового союза против рас­тущей угрозы со стороны персов. Но уже в 525 г. до н.э. персы захватили Еги­пет и сделали его шестой сатрапией своей огромной империи. Освобождение от власти персов (404 г. до н.э.) привело к появлению кратковременных ХХVIII-ХХХ династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 г. до н.э. вновь не привело к падению независимого Египта.

История Египта Македонское владычество
Появление Александра египтяне, утомленные властью персов и слабостью по­следующих династий, восприняли с радостью. Окруженный ореолом правите­ля божественного происхождения македонец провозгласил себя египетским фараоном в древней столице Мемфисе, основал город Александрию, назван­ный в его честь, и даже отправился в оазис Сива, где "великие жрецы" Амона признали его "сыном бога". После смерти Александра в Вавилоне (323 г. до н.э.) его империя распалась. В Египте власть захватил один из его полководцев (диадохов) Птолемей I Лаг (Сотер) и стал основателем новой династии (305 г. до н.э.). Преемники Птолемея поначалу проводили гибкую и мудрую политику. Они восстанавливали оскверненные храмы, строили новые (например, Филе или Эдфу). Уважение к религии египтян и благожелательное отношение к ев­рейским, сирийским и ливийским общинам положительно влияли на общест­венный климат. Александрия стала транзитным центром и единственным в своем роде оазисом культуры всего Средиземноморья. Здесь жили многие зна­менитые философы, писатели и художники. Процветали торговля и искусства. Но с другой стороны, новые египетские правители, нося титул фараонов, воз­водя храмы в честь египетских божеств и проявляя уважение к традиционным обычаям, продолжали жить, как их греческие предки. Это привело к глубоким противоречиям между Александрией — центром греческой культуры и фило­софии — и остальной страной, жившей еще по заповедям времен древних фа­раонов и одчинявшейся календарю разливов Нила. Уже через столетие после смерти Александра Македонского, с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до н.э.), не постеснявшегося для прихода к власти убить мать, сестру и брата, начинается медленная аго­ния династии Птолемеев. Проявлениями упадка стали беспрерывные дворцо­вые интриги, убийства, конфликты с государством Селевкидов.

История Египта Римское владычество
В 51 г. до н.э. на политической арене появилась Клеопатра VII. Первым сопра­вителем Клеопатры был Птолемей XIII, ее брат и супруг, после его смерти — Птолемей XIV, как ни странно, тоже брат и супруг, лишивший ее трона. В борь­бе, направленной на возвращение трона, Клеопатра использовала в том числе свое женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она ста­ла. После убийства Цезаря и смерти Птолемея XIV Клеопатра вернулась в Еги­пет и стала править самовластно. С 41 г. до н.э. была союзницей и любовни­цей Антония, поддерживая его в борьбе с Октавианом Августом. В 31 г. до н.э. флот Антония был разгромлен Октавианом у мыса Акций. Антоний покончил с собой, а несколькими неделями позже примеру Антония последовала его воз­любленная, Клеопатра (она погибла от укуса гадюки). Октавиан приказал умертвить Цезариона — сына Клеопатры и Цезаря, — последнего из Птолеме­ев, и таким образом положил конец XXX династии. С тех пор на протяжении четырех столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Рим­ской империей и во времена ее расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множе­ство потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний. В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал хри­стианство апостол Марк, и, несмотря на упорное сопротивление древних язы­ческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание. Во II в. в Александрии была основана Дидаскале — христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Кли­мент Александрийский (150-215) и Ориген (185-252), распространять христи­анскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251), яром преследователе христианства, начали развиваться мо­нашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники се­лились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера св. Антония и его уче­ника Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).

История Египта Византийский Египет
Правление императора Константина (306-337) явилось переломным моментом в истории христианства — тогда Миланским эдиктом императора была провоз­глашена свобода вероисповедания. Константин основал в 330 г. Константино­поль для того, чтобы лучше защищать дунайскую границу Римской империи и отражать набеги персов. При Феодосии II (379-395) христианство стало госу­дарственной религией. Он приказал закрыть языческие храмы. Большая их часть была уничтожена, оставшиеся переделаны в христианские церкви. По­сле смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сы­новьями — Египет стал составной частью владений первого императора вос­точной половины (Византии) Аркадия. С самого начала Византийскую империю раздирали непрерывные богословские дискуссии о природе (божественной или человеческой) Иисуса Христа. Богословские расхождения часто служили поводом для политической борьбы. Так, воспользовавшись отлучением одного из константинопольских церковных дея­телей Евтихия, александрийский патриарх Диоскор, сам отлученный вместе с Евтихием от церкви, при поддержке своей паствы образовал новое ответвле­ние христианской церкви — позже оно стало называться коптской церковью. Когда византийским императором в 610 г. стал Ираклий, Египет уже так нена­видел византийцев, что его жители не желали больше оказывать серьезное сопротивление усилившемуся натиску сасанидских персов. Как только персы вторглись в Египет (619 г.), они получили горячую поддержку со стороны евре­ев и христиан - монофизитов (сторонников популярного в Египте учения о еди­ной божественной сущности Иисуса Христа). Через десять лет удача изменила персам, и императору Ираклию удалось изгнать их из Египта, а потом даже за­нять Месопотамию. Но тут Ираклий уже не смог отразить войска арабского ха­лифа Омара, которые, легко овладев крепостью Вавилона (639 г.), затем за­хватили и Египет. Лишь Александрия оказала настоящее сопротивление и па­ла только после 14 месяцев осады.

История Египта Исламский Египет
В 641 г., после падения Александрии и всего лишь через 9 лет после смерти пророка Мухаммеда (632 г., Медина), мусульмане под руководством 2-го араб­ского халифа Омара ибн аль-Хаттаба (634-644) отторгли от Византии Египет, захватили Ирак и Иран. Арабы не очень-то стремились обживать захваченные земли и обычно довольствовались взиманием дани. Поэтому местное населе­ние часто рассматривало их как временных оккупантов или даже как освобо­дителей от византийского владычества. Более того, мусульмане демонстриро­вали уважение к храмам и обрядам евреев и христиан.Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины IX в. пестрая в этническом и религиоз­ном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), ко­торые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государст­венных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 г. наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и сада­ми; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 г. Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 г. новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду. После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихши-дидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Тугджем, тюрком по проис­хождению, получившим от Аббасидов титул "ихшидид" (древний титул иран­ских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, доче­ри пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от преж­ней), получила название Эль-Кахира ("Победительница" — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъе­мом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и рас­ширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие не­удачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграб­ление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали "защитниками" аббасидского халифа, позволили сирийцам все более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.

История Египта Мамлюки
В 1171 г. знаменитый полководец Салах ад-дин Йусуф ибн Аййуб, по происхождению курд (на Западе его называли Саладином, в отечественной историографии он фигурирует как Салахаддин), уничтожил фатимидский ха­лифат и, объединив Египет и Сирию, положил начало новой династии — Айю-бидов. Он отобрал у крестоносцев Палестину, Иерусалим и Антиохию, что при­вело к 3-му Крестовому походу во главе с королем Англии Ричардом Львиное Сердце, королем Франции Филиппом II Августом и Фридрихом Барбароссой. После смерти Салахаддина (1193 г.) его империя была разделена между дву­мя его сыновьями. Египет достался Азизу Имад ад-дину. С целью обезопасить себя самого и для успешной борьбы с крестоносцами еги­петский халиф ас-Салих Айюб, отстранивший от власти своего родного брата, создал себе из мамлюков (воинов-рабов) личную гвардию. Расквартирован­ные на острове Рода близ Каира, воины этой личной гвардии стали называть­ся бахаритами (солдатами реки; от арабского бахр — река). Именно благода­ря им поражением завершился 7-й Крестовый поход, руководимый француз­ским королем Людовиком Святым. Сам король попал в плен вместе со своей армией и был освобожден лишь за огромный выкуп. Воспользовавшись победой, мамлюки в 1250 г. стали править сами (династия Бахаритов — тюркских мамлюков). Это было начало эпохи процветания. Каир стал прекрасной столицей огромной империи, включавшей Сирию и Палести­ну. Цезарея и Антиохия были отобраны у крестоносцев, Последний Крестовый поход закончился бесславно. Его руководитель, все тот же Людовик IX Свя­той, умер в 1270 г. от чумы. Мамлюкский султан Бейбарс I захватил последние крепости на Святой земле (Тир, Сидон, Триполи и др.). В 1291 г. пал послед­ний оплот крестоносцев — крепость Сен-Жан-д'Акр в Ливане. Стремясь от­влечь население от недовольства постоянными поборами и жестокостью в уп­равлении и продемонстрировать со всем возможным размахом свою власть и глубину своего благочестия, мамлюкские султаны Египта возводили в Каире великолепные здания (мечети, медресе, мавзолеи), считающиеся лучшими па­мятниками архитектуры всего мусульманского мира. По всему городу строились десятки общественных фонтанов, соседствовав­ших обычно с начальными школами (куттаб).

История Египта Турки в Египте
Арабский мыслитель Ибн Халь-дун, умерший в Каире в 1406 г., так писал об этом городе: "Тот, кто не видел Каира, не знает величия ислама. Это столица вселенной, сад мира, человече­ский муравейник, царский трон; это город, украшенный замками и дворцами, полный обителей, дервишей и училищ, освещенный светочами науки". В 1382 г. бывший раб-черкес Захир Сайф ад-дин Баркук, вожак одного из мамлюкских отрядов, захватил власть и основал новую династию Бурджитов (или, по-другому, черкесских мамлюков). Начавшиеся в это время военные неудачи, а также преследования коптов и постоянная борьба за власть привели к по­степенному ухудшению ситуации. Неудержимое наступление турецкого Осман­ского султаната уничтожило последние остатки Византийской империи. В 1453 г. турки заняли Константинополь. Открытие португальцами морского пути в Ин­дию лишило Египет важного источника доходов и существенно ослабило могу­щество мамлюков. После двух побед, одержанных армиями османского султана Селима I, турки захватили Египет. В 1517 г. был казнен последний правитель из династии Бур­джитов Ашраф Туманбей. Отныне Египет становился провинцией Османской империи, управлявшейся из Стамбула, представителем которого на месте был паша (губернатор). Задача паши состояла в выколачивании налогов, поступавших в Турцию, и в назначе­нии беев (высших чиновников), ответственных за поддержание порядка в стране. Османская империя, несмотря на свой пышный фасад, была слишком большой для того, чтобы ею могли эффективно управлять из Стамбула. Это позволяло наместникам — пашам и беям — несколько обособляться от цент­ральной власти. Поражения, которые терпели турки от европейских армий, вынуждали султанов для покрытия издержек и расходов драть три шкуры с населения завоеванных стран. Понятно, что это приводило к усилению лихо­имства чиновников и росту народного недовольства. Весь XVIII в. в Египте правили паши, назначавшиеся из Стамбула. Этот пери­од египетской истории получил название "бейликат". В это время мамлюкам удалось вернуть свое былое влияние в войсках и вновь стать подлинными хо­зяевами Египта. Однако постоянная борьба разных группировок за власть при­вела страну в состояние полной анархии. В 1786 г. из Стамбула в Египет отправилась специальная эскадра: турки хотели навести маломальский поря­док в стране, но попытка закончилась неудачей.

История Египта Экспедиция Наполеона
Ко всеобщему удивлению (план оставался секретным вплоть до самого по­следнего момента) 1 июля 1798 г. во главе 35-тысячной армии в Александрии высадился Наполеон Бонапарт. Целей у этого амбициозного предприятия бы­ло несколько. Французы стремились захватить в свои руки морской путь в Ин­дию и противопоставить что-то влиянию Англии в этом регионе, превратить Египет в "цивилизованную" колонию, создав здесь эффективную систему уп­равления, изучить и получше узнать египетскую историю. На кораблях в Еги­пет прибыли не только солдаты, но также и ученые, инженеры, архитекторы, естествоиспытатели, художники и граверы. Результатами их деятельности стало открытие восхищенными европейцами того, что сохранилось от Древне­го Египта, и последующее рождение новой науки — египтологии. Через месяц после высадки Наполеона мамлюкский Египет был завоеван, но французский флот, неожиданно атакованный англичанами на Абукирском рейде, почти пол­ностью погиб. Таким образом, Бонапарт со своей армией был отрезан в Египте от остально­го мира. Он попытался провести в захваченной стране некоторые реформы, но население их не поняло и не приняло. 21 октября 1798 г. в Каире начался бунт, правда, он был быстро подавлен. Стремясь отразить наступление турок, которое они готовили в Сирии, францу­зы выступили им навстречу. В апреле 1799 г. французы заняли Газу и Яффу и нанесли поражение османской армии при Монт-Таборе, не сумев, однако, ов­ладеть крепостью Сен-Жан-д'Акр. Наконец, предотвратив попытку турок вы­садиться в Египте, Бонапарт передал командование войсками генералу Клебе­ру и возвратился во Францию. Тем временем Клебер разгромил турок под Гелиополем (март 1800 г.) и вернул французам полный контроль над страной. Через три месяца Клебер был убит, и его заменил генерал Мену. В сентябре 1801 г. англо-турецкие войска выну­дили французов капитулировать.

Читайте дальше

История древнего  Египта