История Египта Древнее царство (ХХ VIII - ХХ III вв. до н.э.)
Первый длительный период стабильной и эффективной централизованной власти в Египте приходится на годы правления III - VI династий. В это время окончательно сложилось и упрочилось древнеегипетское государство как еди ный хозяйственный организм, в рамках которого скотоводческий и садоводче ский север удачно сочетался с земледельческим югом; была создана и повсеместно поддерживалась ирригационная система. Столицей страны был Мемфис, основанный еще Менесом на стыке Верхнего и Нижнего Египта. Начиная с правителей III династии, фараоны были уже не просто обожеств ленными царями — они считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, была выработана практика их захоронений, так как, буду чи "сыном Солнца", фараон не мог уходить на тот свет незамеченным, его похороны должны были быть великим событием и для людей, и для богов. Имен но эти соображения стали причиной строительства тех гигантских пирамид, которые вплоть до нашего времени являются символом Египта. В течение 150 лет при III и IV династиях было сооружено около 16 пирамид, самыми известными из которых являются пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина. Строительство пирамид и гробниц отнимало много сил и требовало немалых средств, но оно одновременно содействовало усилению темпов экономического развития, накоплению опыта и умения работников. На постройке пирамид наряду с квалифицированными мастерами использовались рабочие отряды из числа отбывающих трудовую повинность египтян. Вопреки сложившемуся мнению, рабы в этой сфере практически не использовались. Рабов-иноплеменников в период Древнего царства вообще было немного (уровень развития армии в то время не позволял охранять большое количество потенциально опасных людей), несмотря на то что фараоны вели активную внешнюю политику, совершая походы на Синай, в Ливию и Нубию. Военная добыча и торговые экспедиции в основном обеспечивали Египет золотом, серебром, благовонными смолами, слоновой костью, полудрагоценными камнями, строительным лесом и т.п. Начиная с V династии строительство крупных пирамид резко пошло на убыль — централизованная администрация стала ослабевать, а позиции местной власти (номархов), наоборот, укрепляться, о чем свидетельствует богатство гробниц вельмож. После правления VI династии наступило время политической раздробленности, именуемое иногда I Переходным периодом. Это время (около двух веков) правления VII и VIII династий, о которых практически ничего не известно.
История Египта Среднее царство (ХХ I -Х VIII вв. до н.э.)
К XXI в. до н.э. вновь наметились два центра притяжения: Фивы для номов Верхнего Египта и Гераклеополь для номов Нижнего Египта. Борьба между правителями этих городов привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством IX, а затем X династии. Впрочем, эти гераклеопольские династии были слабыми и недолговечными. А усиление Фив привело к выходу на первый план XI, фиванской династии, на сей раз крепко взявшей власть в стране. Большинство фараонов этой династии носили имя Ментухотеп.
Но еще больше власть центра усилилась при фараонах XII династии. В течение всего времени правления этой династии (около двух столетий) фараоны успешно подчиняли себе полунезависимых номархов, одновременно ведя войны вне Египта и продолжая работы по обустройству, начатые предшественниками (например, усовершенствование ирригационной системы Файюмского оазиса). Но постепенно XII династия ослабела. С ее закатом наступил II Переходный период. Незначительные XIII и XIV династии на рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. были сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами, запряженными до того вовсе неизвестными в Египте лошадьми. Это, пожалуй, единственная услуга Египту со стороны гиксосов — полуторавековой период их правления (XV и XVI династии) не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами, скорее напротив. Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала XVII, египетская династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос I не изгнал захватчиков и не стал основателем новой, XVIII династии.
История Египта Новое царство (Х VIII -Х I вв. до н.э.)
С воцарением Яхмоса I начался блестящий период египетской истории, считающийся ее апогеем. Его преемники, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике. При Тутмосе III, сменившем Хатшепсут, территория Египта на севере доходила до Северной Сирии, на юге и востоке — переходила за современные границы с Суданом (египетские войска продвинулись вплоть до четвертого нильского порога) и Ливией. Население покоренных территорий было обязано выплачивать тяжелые подати. Приток богатств способствовал строительству большого количества сооружений: каждый фараон считал своим долгом принять участие в расширении Карнакского храма, внеся свою лепту в возвеличение бога Амона в благодарность за победы на поле боя. На левом берегу Нила царица Хатшепсут построила себе поминальный храм. Его великолепные рельефы изображают экспедицию, организованную Хатшепсут в страну Пунт (Эфиопия). В храмовом некрополе стоят величественные царские усыпальницы, а также более скромные гробницы вельмож — все они выполнены в изящной манере и покрыты прекрасными росписями. В это время установились дипломатические связи с различными державами Передней Азии: Ассирией, Митанни, Хатти. Контакты между разными странами подкреплялись обменом подарками и браками между представителями правящих династий. Благодаря товарам, ввозившимся в Египет на верблюдах, рабам, доставлявшимся из-за рубежа, купцам и солдатам и, наконец, благодаря сыновьям иностранных царей и правителей, приезжавшим учиться ко двору фараона, столица Египта Фивы становилась космополитическим городом. Блестящий период политического могущества имперского Египта вызвал определенные сдвиги в соотношении социально-политических сил.
Центр тяжести стал смещаться на выходцев из чиновников, воинов и земледельцев. Результатом этого процесса было заметное ослабление позиций жреческой знати. Назревал конфликт. Его апогеем стал отказ фараона Аменхотепа IV, вступившего на трон в 1372 г. до н.э., от старой веры в пользу культа прежде малоизвестного бога солнечного диска Атона. Объявив себя верховным жрецом Атона, изменив имя на Эхнатон ("приятный Атону"), он покинул Фивы и в 300 км к северу от них основал новую столицу Ахетатон (современная Телль-эль-Амарна). Монотеистические тенденции реформы отнюдь не были главными; основная цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ликвидации сепаратистских тенденций храмовой знати.
История Египта Позднее царство (Х I - IV вв. до н.э.)
Титул царя Верхнего и Нижнего Египта узурпировал наследный правитель Таниса (город в Дельте) по имени Смендес. Однако на практике он вынужден был разделить власть с "великим жрецом" храма Амона в Карнаке Херихором. Еще через столетие троном завладел ливийский вождь Шешонк I (950 г. до н.э., XXII династия). Он перенес столицу из Таниса в Бубастис. Итогом этой непрерывной борьбы за власть стал распад государства на полунезависимые провинции. Отсутствие сильной центральной власти позволило кушитам, народу, обитавшему в Нубии, проникнуть в Верхний Египет, захватить Фивы и в конце концов объединить страну под властью своего царя Шабаки (713 г. до н.э., XXV династия). Считавшим себя в большей степени сторонниками древнеегипетской традиции, нежели захватчиками, кушитам на короткое время удалось вернуть царству некоторый блеск. Об этом, например, свидетельствуют странные пирамиды в Судане (некрополь Мероэ), напоминающие пирамиды Древнего Египта, но по сравнению с ними более остроконечные и менее пропорциональные. В 671 г. до н.э. кушитов из Египта выбил ассирийский царь Асархаддон. Ассирия, однако, не закрепила свою победу из-за внутренних распрей, что позволило правителю Саиса (Нижний Египет) Псамметиху I (663-610 гг. до н.э., XXVI династия) избавиться от ассирийского владычества. Его сын Нехо II (610-594 гг. до н.э.) отправил военную экспедицию на берега Евфрата, где египетские войска были наголову разгромлены вавилонским царем Навуходоносором. Нехо II также разработал честолюбивый проект соединения Средиземного моря с Красным: он стоил жизни 120000 рабам и был осуществлен лишь спустя 150 лет при персидском царе Дарий. Около 550 г. до н.э. в Навкратисе была основана греческая колония — первый греческий полис на египетской территории. Она должна была способствовать торговле между двумя странами, а также созданию нового союза против растущей угрозы со стороны персов. Но уже в 525 г. до н.э. персы захватили Египет и сделали его шестой сатрапией своей огромной империи. Освобождение от власти персов (404 г. до н.э.) привело к появлению кратковременных ХХVIII-ХХХ династий, пока завоевание Александра Македонского в 332 г. до н.э. вновь не привело к падению независимого Египта.
История Египта Македонское владычество
Появление Александра египтяне, утомленные властью персов и слабостью последующих династий, восприняли с радостью. Окруженный ореолом правителя божественного происхождения македонец провозгласил себя египетским фараоном в древней столице Мемфисе, основал город Александрию, названный в его честь, и даже отправился в оазис Сива, где "великие жрецы" Амона признали его "сыном бога". После смерти Александра в Вавилоне (323 г. до н.э.) его империя распалась. В Египте власть захватил один из его полководцев (диадохов) Птолемей I Лаг (Сотер) и стал основателем новой династии (305 г. до н.э.). Преемники Птолемея поначалу проводили гибкую и мудрую политику. Они восстанавливали оскверненные храмы, строили новые (например, Филе или Эдфу). Уважение к религии египтян и благожелательное отношение к еврейским, сирийским и ливийским общинам положительно влияли на общественный климат. Александрия стала транзитным центром и единственным в своем роде оазисом культуры всего Средиземноморья. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели и художники. Процветали торговля и искусства. Но с другой стороны, новые египетские правители, нося титул фараонов, возводя храмы в честь египетских божеств и проявляя уважение к традиционным обычаям, продолжали жить, как их греческие предки. Это привело к глубоким противоречиям между Александрией — центром греческой культуры и философии — и остальной страной, жившей еще по заповедям времен древних фараонов и одчинявшейся календарю разливов Нила. Уже через столетие после смерти Александра Македонского, с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221-204 гг. до н.э.), не постеснявшегося для прихода к власти убить мать, сестру и брата, начинается медленная агония династии Птолемеев. Проявлениями упадка стали беспрерывные дворцовые интриги, убийства, конфликты с государством Селевкидов.
История Египта Римское владычество
В 51 г. до н.э. на политической арене появилась Клеопатра VII. Первым соправителем Клеопатры был Птолемей XIII, ее брат и супруг, после его смерти — Птолемей XIV, как ни странно, тоже брат и супруг, лишивший ее трона. В борьбе, направленной на возвращение трона, Клеопатра использовала в том числе свое женское обаяние, прибегнув к помощи Цезаря, чьей любовницей она стала. После убийства Цезаря и смерти Птолемея XIV Клеопатра вернулась в Египет и стала править самовластно. С 41 г. до н.э. была союзницей и любовницей Антония, поддерживая его в борьбе с Октавианом Августом. В 31 г. до н.э. флот Антония был разгромлен Октавианом у мыса Акций. Антоний покончил с собой, а несколькими неделями позже примеру Антония последовала его возлюбленная, Клеопатра (она погибла от укуса гадюки). Октавиан приказал умертвить Цезариона — сына Клеопатры и Цезаря, — последнего из Птолемеев, и таким образом положил конец XXX династии. С тех пор на протяжении четырех столетий Египет находился под властью римлян и был вместе с Римской империей и во времена ее расцвета, и во времена упадка. Александрия, ставшая одним из центров еврейской диаспоры, пережила из-за этого множество потрясений и жестоко подавлявшихся восстаний. В соответствии с традицией в 40 г. в Александрии впервые проповедовал христианство апостол Марк, и, несмотря на упорное сопротивление древних языческих культов, новая религия постепенно завоевывала признание. Во II в. в Александрии была основана Дидаскале — христианская богословская школа, которая помогала талантливым и ревностным проповедникам, таким, как Климент Александрийский (150-215) и Ориген (185-252), распространять христианскую веру в образованных кругах того времени. При римском императоре Деции (201-251), яром преследователе христианства, начали развиваться монашество и монастырская жизнь. Спасаясь от преследований, отшельники селились в глухих местах Синайского полуострова. Впоследствии они перешли к монастырской совместной жизни под влиянием примера св. Антония и его ученика Пахомия. По мере усиления преследований внутри христианской общины возникли религиозные разногласия. Инициатором одного из самых знаменитых споров был Арий Александрийский (280-336), основатель арианского учения, объявленного ересью Никейским вселенским собором (325 г.).
История Египта Византийский Египет
Правление императора Константина (306-337) явилось переломным моментом в истории христианства — тогда Миланским эдиктом императора была провозглашена свобода вероисповедания. Константин основал в 330 г. Константинополь для того, чтобы лучше защищать дунайскую границу Римской империи и отражать набеги персов. При Феодосии II (379-395) христианство стало государственной религией. Он приказал закрыть языческие храмы. Большая их часть была уничтожена, оставшиеся переделаны в христианские церкви. После смерти Феодосия Римская империя была разделена между двумя его сыновьями — Египет стал составной частью владений первого императора восточной половины (Византии) Аркадия. С самого начала Византийскую империю раздирали непрерывные богословские дискуссии о природе (божественной или человеческой) Иисуса Христа. Богословские расхождения часто служили поводом для политической борьбы. Так, воспользовавшись отлучением одного из константинопольских церковных деятелей Евтихия, александрийский патриарх Диоскор, сам отлученный вместе с Евтихием от церкви, при поддержке своей паствы образовал новое ответвление христианской церкви — позже оно стало называться коптской церковью. Когда византийским императором в 610 г. стал Ираклий, Египет уже так ненавидел византийцев, что его жители не желали больше оказывать серьезное сопротивление усилившемуся натиску сасанидских персов. Как только персы вторглись в Египет (619 г.), они получили горячую поддержку со стороны евреев и христиан - монофизитов (сторонников популярного в Египте учения о единой божественной сущности Иисуса Христа). Через десять лет удача изменила персам, и императору Ираклию удалось изгнать их из Египта, а потом даже занять Месопотамию. Но тут Ираклий уже не смог отразить войска арабского халифа Омара, которые, легко овладев крепостью Вавилона (639 г.), затем захватили и Египет. Лишь Александрия оказала настоящее сопротивление и пала только после 14 месяцев осады.
История Египта Исламский Египет
В 641 г., после падения Александрии и всего лишь через 9 лет после смерти пророка Мухаммеда (632 г., Медина), мусульмане под руководством 2-го арабского халифа Омара ибн аль-Хаттаба (634-644) отторгли от Византии Египет, захватили Ирак и Иран. Арабы не очень-то стремились обживать захваченные земли и обычно довольствовались взиманием дани. Поэтому местное население часто рассматривало их как временных оккупантов или даже как освободителей от византийского владычества. Более того, мусульмане демонстрировали уважение к храмам и обрядам евреев и христиан.Около двухсот лет Египет относительно спокойно жил сначала под Омейядами, позже под Аббасидами. Но с середины IX в. пестрая в этническом и религиозном отношении империя Аббасидов начала рассыпаться. Это было вызвано в том числе привлечением в армию огромного числа воинов-рабов (гулямов), которые со временем начали по своему произволу сменять халифов и возводить на престол угодных им претендентов. Иранскую знать на высших государственных постах постепенно сменяют выходцы из гулямов. Один из них, Ахмад ибн Тулун, назначенный в 868 г. наместником Египта, добился присоединения к своему наместничеству Сирии и стал основателем династии Тулунидов. Свою столицу Аль-Катайя ибн Тулун украсил монументами, дворцами и садами; построил там величественную мечеть, получившую его имя. Вскоре после смерти Ахмада ибн Тулуна Египет утратил независимость, и в 905 г. Аббасиды на короткое время вернули себе господство над страной, но уже в 935 г. новые правители Египта опять прекратили подчиняться Багдаду. После кратковременного правления в стране мусульманской династии Ихши-дидов (935-969 гг.), основанной Мухаммедом ибн Тугджем, тюрком по происхождению, получившим от Аббасидов титул "ихшидид" (древний титул иранских правителей Согдианы и Ферганы), в Египте удалось укрепиться выходцам из Северной Африки Фатимидам (они считали себя потомками Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Новая столица, основанная в 969 г. (к северу от прежней), получила название Эль-Кахира ("Победительница" — современный Каир). Правление Фатимидов было отмечено определенным экономическим подъемом, причиной которого было выгодное расположение Египта на пересечении важных торговых путей между Африкой, Азией и Европой. Отстраивался и расширялся Каир, был создан мусульманский университет Аль-Азхар (988 г.). В то же время непрерывные конфликты с сирийцами ослабляли Египет. Такие неудачи Фатимидов, как захват крестоносцами Иерусалима (1099 г.) и разграбление Каира турками-сельджуками, которые к этому времени уже утвердились в Багдаде и стали "защитниками" аббасидского халифа, позволили сирийцам все более уверенно вмешиваться во внутренние дела Египта.
История Египта Мамлюки
В 1171 г. знаменитый полководец Салах ад-дин Йусуф ибн Аййуб, по происхождению курд (на Западе его называли Саладином, в отечественной историографии он фигурирует как Салахаддин), уничтожил фатимидский халифат и, объединив Египет и Сирию, положил начало новой династии — Айю-бидов. Он отобрал у крестоносцев Палестину, Иерусалим и Антиохию, что привело к 3-му Крестовому походу во главе с королем Англии Ричардом Львиное Сердце, королем Франции Филиппом II Августом и Фридрихом Барбароссой. После смерти Салахаддина (1193 г.) его империя была разделена между двумя его сыновьями. Египет достался Азизу Имад ад-дину. С целью обезопасить себя самого и для успешной борьбы с крестоносцами египетский халиф ас-Салих Айюб, отстранивший от власти своего родного брата, создал себе из мамлюков (воинов-рабов) личную гвардию. Расквартированные на острове Рода близ Каира, воины этой личной гвардии стали называться бахаритами (солдатами реки; от арабского бахр — река). Именно благодаря им поражением завершился 7-й Крестовый поход, руководимый французским королем Людовиком Святым. Сам король попал в плен вместе со своей армией и был освобожден лишь за огромный выкуп. Воспользовавшись победой, мамлюки в 1250 г. стали править сами (династия Бахаритов — тюркских мамлюков). Это было начало эпохи процветания. Каир стал прекрасной столицей огромной империи, включавшей Сирию и Палестину. Цезарея и Антиохия были отобраны у крестоносцев, Последний Крестовый поход закончился бесславно. Его руководитель, все тот же Людовик IX Святой, умер в 1270 г. от чумы. Мамлюкский султан Бейбарс I захватил последние крепости на Святой земле (Тир, Сидон, Триполи и др.). В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев — крепость Сен-Жан-д'Акр в Ливане. Стремясь отвлечь население от недовольства постоянными поборами и жестокостью в управлении и продемонстрировать со всем возможным размахом свою власть и глубину своего благочестия, мамлюкские султаны Египта возводили в Каире великолепные здания (мечети, медресе, мавзолеи), считающиеся лучшими памятниками архитектуры всего мусульманского мира. По всему городу строились десятки общественных фонтанов, соседствовавших обычно с начальными школами (куттаб).
История Египта Турки в Египте
Арабский мыслитель Ибн Халь-дун, умерший в Каире в 1406 г., так писал об этом городе: "Тот, кто не видел Каира, не знает величия ислама. Это столица вселенной, сад мира, человеческий муравейник, царский трон; это город, украшенный замками и дворцами, полный обителей, дервишей и училищ, освещенный светочами науки". В 1382 г. бывший раб-черкес Захир Сайф ад-дин Баркук, вожак одного из мамлюкских отрядов, захватил власть и основал новую династию Бурджитов (или, по-другому, черкесских мамлюков). Начавшиеся в это время военные неудачи, а также преследования коптов и постоянная борьба за власть привели к постепенному ухудшению ситуации. Неудержимое наступление турецкого Османского султаната уничтожило последние остатки Византийской империи. В 1453 г. турки заняли Константинополь. Открытие португальцами морского пути в Индию лишило Египет важного источника доходов и существенно ослабило могущество мамлюков. После двух побед, одержанных армиями османского султана Селима I, турки захватили Египет. В 1517 г. был казнен последний правитель из династии Бурджитов Ашраф Туманбей. Отныне Египет становился провинцией Османской империи, управлявшейся из Стамбула, представителем которого на месте был паша (губернатор). Задача паши состояла в выколачивании налогов, поступавших в Турцию, и в назначении беев (высших чиновников), ответственных за поддержание порядка в стране. Османская империя, несмотря на свой пышный фасад, была слишком большой для того, чтобы ею могли эффективно управлять из Стамбула. Это позволяло наместникам — пашам и беям — несколько обособляться от центральной власти. Поражения, которые терпели турки от европейских армий, вынуждали султанов для покрытия издержек и расходов драть три шкуры с населения завоеванных стран. Понятно, что это приводило к усилению лихоимства чиновников и росту народного недовольства. Весь XVIII в. в Египте правили паши, назначавшиеся из Стамбула. Этот период египетской истории получил название "бейликат". В это время мамлюкам удалось вернуть свое былое влияние в войсках и вновь стать подлинными хозяевами Египта. Однако постоянная борьба разных группировок за власть привела страну в состояние полной анархии. В 1786 г. из Стамбула в Египет отправилась специальная эскадра: турки хотели навести маломальский порядок в стране, но попытка закончилась неудачей.
История Египта Экспедиция Наполеона
Ко всеобщему удивлению (план оставался секретным вплоть до самого последнего момента) 1 июля 1798 г. во главе 35-тысячной армии в Александрии высадился Наполеон Бонапарт. Целей у этого амбициозного предприятия было несколько. Французы стремились захватить в свои руки морской путь в Индию и противопоставить что-то влиянию Англии в этом регионе, превратить Египет в "цивилизованную" колонию, создав здесь эффективную систему управления, изучить и получше узнать египетскую историю. На кораблях в Египет прибыли не только солдаты, но также и ученые, инженеры, архитекторы, естествоиспытатели, художники и граверы. Результатами их деятельности стало открытие восхищенными европейцами того, что сохранилось от Древнего Египта, и последующее рождение новой науки — египтологии. Через месяц после высадки Наполеона мамлюкский Египет был завоеван, но французский флот, неожиданно атакованный англичанами на Абукирском рейде, почти полностью погиб. Таким образом, Бонапарт со своей армией был отрезан в Египте от остального мира. Он попытался провести в захваченной стране некоторые реформы, но население их не поняло и не приняло. 21 октября 1798 г. в Каире начался бунт, правда, он был быстро подавлен. Стремясь отразить наступление турок, которое они готовили в Сирии, французы выступили им навстречу. В апреле 1799 г. французы заняли Газу и Яффу и нанесли поражение османской армии при Монт-Таборе, не сумев, однако, овладеть крепостью Сен-Жан-д'Акр. Наконец, предотвратив попытку турок высадиться в Египте, Бонапарт передал командование войсками генералу Клеберу и возвратился во Францию. Тем временем Клебер разгромил турок под Гелиополем (март 1800 г.) и вернул французам полный контроль над страной. Через три месяца Клебер был убит, и его заменил генерал Мену. В сентябре 1801 г. англо-турецкие войска вынудили французов капитулировать.